Уйти в занос. Управляемый

В Центре подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров МВД прошли первые курсы по контраварийному вождению. На двухнедельные занятия пригласили милиционеров, управляющих служебным транспортом, из разных регионов страны. Такие группы планируют набирать ежемесячно.

Правильный инстинкт

О ходе тренировок рассказывает преподаватель цикла специальных дисциплин ЦППКиПК подполковник милиции в запасе Александр Бойко:

— Во время теоретических занятий проанализировали каверзные дорожные ситуации и недавние изменения в ПДД. А практические навыки отточили на модернизированном автодроме: ради более эффективного обучения там оборудовали площадку со скользким покрытием. Тренировки в условиях, приближенных к реальным, незаменимы: штудируя лишь учебники, к экстремальным условиям не подготовиться.

Мы же помогаем выработать технику эффективного управления автомобилем.

Водитель, ни разу не прочувствовавший на собственном опыте занос машины, не до конца представляет, что произойдет в критический момент. В реальности из-за стресса можно совершить роковые ошибки, даже если наслышан о них.

— Прежде чем допустить коллег к занятиям, протестировал их навык руления на специальном тренажере, — продолжает Александр Николаевич. — Поверьте, отработать его не помешает большинству: улучшить моторику и координацию, повысить скорость реакции. Неточности свойственны даже опытным автолюбителям. Например, с годами многие привыкают вести транспорт одной рукой. Такая манера удобна, но в критический момент неэффективна, а порой и опасна. Допустим, водитель на скорости 90 километров в час внезапно видит на дороге препятствие. Высок риск, что одной ладонью он резко выкрутит рулевое колесо и… вылетит в кювет или на встречную полосу.

Для более точной и плавной стабилизации автомобиля лучше использовать обе руки. Правильно крутит «баранку» тот, кто делает при этом минимум перехватов. Для этого ее вращают по максимально возможному радиусу. Конечно, для езды в особых условиях, когда в момент управления машиной нужно также держать радиостанцию или громкоговоритель, технику руления придется тщательно отработать.

Словно игра в шахматы 

— Вопросы контраварийной подготовки водителей актуальны всегда: от попадания в экстремальную ситуацию не застрахован никто, — уверен преподаватель. — Правоохранители же чаще других оказываются в зоне риска. Чтобы экстренно остановить нарушителя или добраться до потерпевшего, они порой отступают от дорожных правил. Как сберечь себя и окружающих в такой ситуации? Одного мастерства будет мало.

Нужно уметь прогнозировать развитие событий с учетом множества факторов: от погодных условий до ошибок соседей по потоку. В приоритете всегда безопасность.

Стражи порядка не должны забывать: их маневры могут сбить с толку менее подготовленных автолюбителей. Не каждый уступает дорогу, едва услышав спецсигнал. Одни не всегда понимают, откуда доносится звук, другие в этот момент отвлекаются на телефонный звонок или детский плач…

— Все это сродни шахматной партии: задействовать нужно наблюдательность и логическое мышление, — продолжает специалист. — Например, новичков на дороге выдают медлительность и неуверенность, рядом с ними нужно быть особенно осторожными. Советую также не заезжать в слепую зону авто и, что называется, не висеть у водителя на хвосте. Служебный транспорт должен хорошо просматриваться в зеркала заднего вида. Если милиционер подаст спецсигналы и пойдет на опережение, это не станет для едущего перед ним неожиданностью. Включать проблесковые маячки и звуковую сигнализацию следует заблаговременно.

Есть нюанс

Основные трудности, с которыми можно столкнуться на обледеневшей дороге, — снос передней, занос задней оси и боковое скольжение машины.

— Подготовку к таким ситуациям начали с отработки приемов торможения на скользком покрытии, — подчеркивает Александр Бойко. — Водителю важно понимать, что происходит, когда машина наезжает на такой участок всеми или несколькими колесами. Нельзя упустить момент потери сцепления с поверхностью дороги и верно определить положение корпуса автомобиля. Следует также предугадывать опасность блокировки колес и не допускать этого, особенно если в машине отсутствует ABS. Кстати, полностью полагаться на нее тоже не стоит: система может дать сбой. Однако и исправный механизм не гарантирует мгновенной остановки. Умение тормозить экстренно, ступенчато позволит вернуть контроль и выиграть расстояние, отделяющее от столкновения или съезда в кювет.

Выполняя упражнение «квадрат», водители моделируют занос задней оси автомобиля и стабилизируют транспорт поворотом руля. Если упустить момент и не выровнять колеса после возвращения на заданный курс, машину снова закрутит, теперь уже в другом направлении.

— Нужно улучшать скорость реакции, — констатирует преподаватель. — А также избавиться от опасной привычки при виде препятствия резко ударять по педалям тормоза и сцепления и сильно выкручивать руль. При таких обстоятельствах высок риск уйти в неуправляемый занос. Если перед авто вдруг появилось препятствие, действовать нужно обдуманно. Подготовиться к такой ситуации поможет упражнение «переставка», больше известное как «лосиный тест». С его помощью учимся безопасно избегать столкновения: плавно перестраиваться в соседнюю полосу, стабилизировать авто, объезжать помеху и возвращаться на прежний курс.

Если же машина все-таки ушла в занос, одними поворотами руля ситуацию не исправить. Нужна в том числе умелая работа педалью газа, что поможет авто самому «вытащить» себя в нужном направлении.

Иллюзорная легкость

В последний день занятий мастер-класс коллегам преподал ас из спецпод­разделения ДПС «Стрела» МВД.

…По заснеженному автодрому сколь­зит милицейский BMW, ловко маневрируя в опасной близости от конусов. Лишь на первый взгляд громоздкий, транспорт закладывает изящные виражи: «змейки» и «восьмерки» выписывает будто играючи. Со стороны кажется, что все это дается водителю без труда… 

Вот только сидящий за рулем старший инспектор службы эскортирования капитан милиции Денис Норов уверяет: подобная легкость обманчива.

— В текущем году на смотре-конкурсе профмастерства стал вторым в скоростном маневрировании, — говорит офицер. — Отработка элементов контраварийного вождения заняла три месяца: за это время научился проезжать трассу почти в два раза быстрее, не сбивая фишек. Сложнее всего давалось движение по кругу задним ходом. Не помню, сколько раз повторял маневр, чтобы добиться ювелирной точности. 

А ведь как можно лучше овладеть этим приемом не помешало бы каждому: ошибки в его выполнении — причина многих аварий.

Под руководством специалистов милиционеры безопасно отработали базовые упражнения, в том числе научились выводить машину из заноса.

— В реальных условиях подготовленный человек не впадет в шоковое состояние, а будет действовать с холодной головой, — уверен Денис Сергеевич. — Если времени на размышления не останется, сработает мышечная память. Ведь в стрессовой ситуации мы поступаем так, как привыкли. Часто автовладельцы не могут точно объяснить, как им удалось избежать ДТП. Однако их всех объединяет то, что они не поддались панике.

Денис Норов рекомендует постепенно усложнять программу тренировок. Начать стоит со «змейки». Упражнение поможет почувствовать ход транспорта, понять, как он поведет себя при резком повороте. Водитель научится выбирать скорость, чувствовать габариты машины и предотвращать занос. Закрепив умение, этот же элемент можно выполнять задним ходом: так тренируют внимательность, способность ориентироваться по зеркалам заднего вида и верно оценивать расстояние до предметов. Высшим пилотажем считаются «восьмерка» и «лосиный тест». Эти упражнения улучшают координацию и моторику.

Натренировать вестибулярный аппарат помогает отработка так называемого полицейского разворота. Его применяют, когда нужно быстро изменить направление движения, а пространство ограничено. Единственный нюанс: маневр не рекомендуют выполнять на машине с автоматической коробкой передач. Малейшая ошибка, и железный конь рискует перевернуться.

Даже закладывая такие виражи на пять с плюсом, стоит помнить: настоящий ас не тот, кто умеет выходить из опасных ситуаций, а тот, кто в них не попадает.

— За рулем нужно мониторить обстановку на дороге на 360 градусов, оценивать погодные условия, состояние проезжей части и чувствовать машину, — резюмирует офицер. — Последнее для милиционеров крайне актуально, ведь они часто меняют служебные авто. Скажем, сотрудники ППСМ нередко используют УАЗы: пересаживаясь в легковушку, они не должны забывать про изменившийся центр тяжести. Прежде чем совершать сложные маневры, следует приноровиться к железному коню. Ведь контраварийные действия во многом зависят от типа привода, наличия антиблокировочной системы, состояния сцепления и многого другого. Даже степень износа механизмов в разных машинах одной модели порой играет важную роль.

Из первых уст

Инспектор ДПС ОГАИ Минского РУВД старший лейтенант милиции Давид Абраамян:

— Инструктор помог отработать контраварийные навыки не на компьютерных тренажерах, а за рулем на автодроме. Наставник оценивал наши действия со стороны, а потом садился в салон и давал советы по ходу выполнения заданий. Он обращал внимание на малейшие неточности в движениях. Следуя рекомендациям, многому научился и почувствовал себя увереннее.

Милиционер-водитель роты ППСМ Центрального РОВД Гомеля прапорщик милиции Александр Хмелёв:

— За рулем служебной машины уже 14 лет. Замечаю, что многие автолюбители, услышав спецсигнал, теряются или совершают резкие маневры. На это всегда делаю скидку: важно ведь не спровоцировать опасную ситуацию. На курсах отшлифовали много полезных навыков, которыми поделюсь с коллегами-новичками.

Прежде чем приступить к службе, они проходят трехмесячную стажировку под руководством опытного наставника: одних лишь базовых знаний, преподаваемых в автошколе, для выполнения наших задач недостаточно.

Компетентный комментарий

Начальник службы сопровождения спецподразделения «Стрела» МВД подполковник милиции Сергей Минько:

— Пользу от занятий по контраварийному вождению сложно переоценить: коллеги не только получают советы от преподавателя, но и делятся опытом друг с другом. Здесь им предоставили все необходимое: на просторном автодроме с помощью конусов и стоек можно смоделировать любую дорожную ситуацию. По просьбе представителей ЦППКиПК мастер-классы будем давать и впредь. С приходом зимы улучшить водительские навыки посоветовал бы всем, особенно новичкам. Благо в стране достаточно центров подготовки: помощь предлагают, например, инструкторы ДОСААФ. Их услугами пользуются и сотрудники нашего спецподразделения.

Тренировки проводим регулярно: чтобы выйти на новый уровень, привлекаем даже мастеров по автоспорту и мотокроссу, берем их замечания на заметку. Дело в том, что новейшая и самая мощная техника в первую очередь пополняет именно наш автопарк. Ее возможности мы должны задействовать на полную и во время задержания опасных нарушителей, и в ходе сопровождения и эскортирования авто первых лиц. Чтобы обуздать таких железных коней на высоких скоростях, и повышаем свою квалификацию.

Источник: https://mvd.gov.by/ru/news/10202